В Библии царь Иудеи Ирод описан как злодей и детоубийца. На самом деле, он хотел войти в историю созидателем, а не разрушителем. Его архитектурные заслуги много стоят. Так, по его велению была построена крепость Масада, величественный храм в Иерусалиме.
Важнейшим делом Ирода Великого была реконструкция (второго) Иерусалимского храма, получившего название Храма Ирода. Строительство началось в 22 г. до н.э. и продолжалось 9 лет. За время работ службы в храме не прекращались. Одним из аргументов реконструкции был тот факт, что построенный при персах второй храм (Храм Зоровавеля) на 60 локтей меньше Соломонова храма.
В пригороде Иерусалима Ирод построил амфитеатр, На арене которого предположительно раз в год в честь цезаря проводились международные гладиаторские бои, состязания борцов и гимнастов, скачки. Тем самым Ирод выступил проводником эллинизации в Иудее, что вызывало возмущение консервативных элементов еврейского общества, которые даже покушались на жизнь царя. Помимо амфитеатра в самом Иерусалиме Ирод возвел дворец и цитадель Антонию. В честь своего умершего брата Фазаэля Ирод построил мавзолей с башней, по высоте не уступавшей Фаросскому маяку.
Ирод также построил средиземноморский порт Цезарея (Кейсария) с роскошным театром и ипподромом. Полной реконструкции подверглась Самария, переименованная на греческий манер в Себастию, где Ирод построил жилье для своих солдат. Перестроены Газа и Массада, основан Иродион и Есевон (на территории Иордании).
Народ недолюбливал царя Ирода за то, что он потерял независимость Иудеи перед Римской Империей и пренебрежительно обошелся с обычаями и верой предков. Может быть, именно поэтому из Ирода Великого и сделали главного злодея библейской истории, заклеймили позором на веки вечные?
Последние годы правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью.
Действительно, в Библии царь Иудеи Ирод описан как кровожадный и бесчеловечный тиран, злодей и детоубийца. По его приказу в Вифлееме отнимали у матерей младенцев и безжалостно убивали их, чтобы не остался в живых потенциальный соперник, будущий претендент на царский престол.
Если раньше опасность исходила только от консервативных элементов, то теперь Ирод начал подозревать в заговорах свое ближайшее окружение, включая родственников. Так по доносу он приказал казнить даже своих собственных сыновей Александра и Аристобула (они были повешены в Самарии), а также Антипатра. Возможно, один из подобных эпизодов отразился в Новом Завете об избиении младенцев, связанных с рождением Иисуса Христа.